Добро пожаловать на седьмую неделю 2 потока 1 этапа курса “Основы саморазвития”.
Психология страха
На этой неделе изучаем:
- Что такое боязни и страхи.
- Виды страхов.
- Как они образуются.
- Какую роль играют боязни и страхи в жизни человека.
- Что скрывается за страхом.
- Способы преодоления страхов.
Тематическое занятие
Дата: 15.01.2024 в 11:00 мск
Домашнее задание:
1. Прочитай раздел “Психология страха” в книге “Психология глазами души”.
2. Возьми цепочку ситуаций, которые мы разбирали на предыдущих занятиях и пропиши её с противоположными ролями.
3. Проанализируй каждую ситуацию по схеме:
- Роль.
- Претензия/Обида.
- Установка.
- Страх.
- Выгода.
- Что хотел/-ла.
4. По окончанию каждой цепочки пропиши, какой основной страх и что он заставлял тебя делать.
5. Сформулируй и пропиши общий вывод по двум цепочкам:
- Страх.
- Основные установки.
- Что он заставляет делать — какая сформировалась программа поведения.
- Выход.
Пример алгоритма работы
Пример 1-я цепочка:
1: Меня возмутило, что свекровь, придя с улицы, положила свою грязную верхнюю одежду и сумку на чистое бельё, которое я постирала для всех и повесила на сушилку.
Роль: Тиран — обвинение, что положила свои грязные вещи на мои чистые.
Претензия: Как она посмела не уважать мой труд.
Установка: Труд нужно уважать. (Не человека, а труд)))
Страх: Что меня не будут уважать.
Выгода: Я буду делать только то, за что уважают.
Чего хотела: Чтобы меня уважали.
2: Я сделала срочную работу, старалась, подбирала дизайн, вкладывала своё время. А заказчик, стал возмущаться по поводу цены, что в предыдущий раз было дешевле. Меня возмутило, что они не понимают, что работы в этот раз было в разы больше, она была срочной и мне пришлось с нуля разрабатывать дизайн.
Роль: Жертва — на меня “наехали”.
Обида: — они не оценили мои старания, мой труд.
Установка: Труд нужно ценить.
Страх: Что меня не будут ценить.
Выгода: Буду делать только то, за что меня будут ценить.
Что хотела: Чтобы меня ценили.
3: Я стала записывать свои воспоминания в художественной форме. Многократно просила своих близких почитать. В итоге прочитали только бабушка и мама. Меня задело, что ни сестра, ни близкие подруги, толком ничего так и не прочитали, хотя сами интересовались и неоднократно спрашивали об этом.
Роль: Тиран — Да как они могли проигнорировать то, что я написала
Претензия: Почему они не интересуются моими трудами?
Установка: Труд человека интересен.
Страх: Не быть интересной.
Выгода: Делать только то, что интересно другим.
Что хотела: чтобы им было интересно со мной, потому что я — это я.
4: В школе, когда я перешла в восьмой класс многие стали со мной дружить, только потому, что я была отличница и у меня можно было списать. А была ещё одна девушка, с которой мы вместе сидели, я искренне ей интересовалась и дружила, а ей было со мной просто удобно.
Роль: Жертва — Мной пользовались.
Обида: я им не интересна, им что-то от меня нужно то, что я могу дать, а если не могу это дать, то я не нужна и не интересна.
Установка: Чтобы быть интересной, нужно что-то дать — быть полезной. (знания — списать)
Страх: Что меня не будут замечать.
Выгода: Делать только то, за что меня замечают.
Что хотела: чтобы меня замечали и дружили со мной.
5: Мама в детстве меня хвалила только тогда, когда я делала что-то полезное для неё или для дома. Получается, что я сама по себе не ценна.
Роль: Жертва — мама меня не любит.
Обида: меня не хвалят, меня не ценят, меня не любят.
Установка: Мама должна любить. Чтобы меня любили, нужно делать то, за что хвалят и ценят.
Страх: Что мама не будет замечать и любить.
Выгода: Чтобы мама меня любила, нужно делать только то, что она замечает.
Что хотела: чтобы мама меня любила.
Вывод: Страх заставляет делать только то, что замечают другие, что интересно другим, что ценится и уважается.
Пример 2-я цепочка:
1: Меня возмутило, что свекровь, придя с улицы, положила свою грязную верхнюю одежду и сумку на чистое бельё, которое я постирала для всех и повесила на сушилку.
Жертва: Меня не уважают, я стараюсь, а мой труд не замечают.
Обида: Я стараюсь, а мой труд не замечают.
Установка: Труд нужно замечать.
Страх: Что меня не будут замечать.
Выгода: Я буду делать только то, что замечают.
Чего хотела: Чтобы замечали то, что я делаю.
2: Я сделала срочную работу, старалась, подбирала дизайн, вкладывала своё время. А заказчик, стал возмущаться по поводу цены, что в предыдущий раз было дешевле. Меня возмутило, что они не понимают, что работы в этот раз было в разы больше, она была срочной и мне пришлось с нуля разрабатывать дизайн.
Роль: Тиран
Претензия: Как они посмели усомниться в том, что я сделала всё правильно.
Установка: Если я что-то делаю, то я делаю это правильно.
Страх: Сделать не правильно, ошибиться.
Выгода: Если я уверена, то я делаю что-то, если не уверена, то не делаю.
Что хотела: Чтобы они признали мою правоту.
3: Я стала записывать свои воспоминания в художественной форме. Многократно просила своих близких почитать. В итоге прочитали только бабушка и мама. Меня задело, что ни сестра, ни близкие подруги, толком ничего так и не прочитали, хотя сами интересовались и неоднократно спрашивали об этом.
Роль: Жертва
Обида: Им не интересно то, что я пишу, я им не интересна.
Установка: То что я делаю, должно быть интересно.
Страх: То, что я делаю будет не интересно. И тогда я буду им не интересна, и они перестанут со мной общаться.
Выгода: Делать только то, что интересно другим, чтобы со мной общались.
Что хотела: чтобы со мной общались и мной интересовались.
4: В школе, когда я перешла в восьмой класс многие стали со мной дружить, только потому, что я была отличница и у меня можно было списать. А была ещё одна девушка, с которой мы вместе сидели, я искренне ей интересовалась и дружила, а ей было со мной просто удобно.
Роль: Тиран
Претензия: Как они посмели использовать мои знания, мои старания — меня?!
Установка: Я — это мои знания и старания.
Страх: Без моих знаний и стараний меня не будут замечать.
Выгода: Учить и стараться только за тем, чтобы меня заметили и оценили.
Что хотела: быть заметной, чтобы дружили со мной.
5: Мама в детстве меня хвалила только тогда, когда я делала что-то полезное для неё или для дома. Получается, что я сама по себе не ценна.
Роль: Тиран.
Претензия: Я стараюсь, а она меня мало хвалит и не ценит.
Установка: Мама должна замечать старания, хвалить и ценить. Чтобы меня любили, нужно делать то, что замечают, за что хвалят и ценят.
Страх: Что мама не заметит мои старания => не заметит меня => не будет любить.
Выгода: Чтобы мама меня любила, нужно делать только то, что она замечает.
Что хотела: чтобы мама меня любила.
Вывод: Страх меня заставляет делать то, что замечают, хвалят и ценят, учиться и стараться, быть заметной, что интересно другим; делать то, в чём я уверена.
Общий вывод:
Страх заставляет делать только то, что замечают другие, что интересно другим, что ценится и уважается, учиться и стараться, делать то, в чём я уверена, быть заметной.
Основные установки:
Любить = Замечать (замечание) = обращать внимание. Получается, что есть либо замечание, либо похвала. Привлечение внимание через косяки, т.к. это тоже замечают. Можно закопаться в поисках “косяков”.
Замечают только за действия.
Дружат только с тем, кто приносит какую-то пользу и интересен.
Выход:
Когда замечают, не всегда любят. На что ещё обращают внимание? Общались, уважали, любили.
Как по-другому обращать внимание на себя и на других.
Как я могу себя проявить, если для меня важно, чтобы меня замечали, не отталкиваясь от мнения других людей. Делать что-то для себя без оценки других.
Сместить акцент с действий на состояние. Делать действия для душевного состояния.
Отследить, как я делаю то, в чём я не уверена и в чём уверена.
Более дружески общаться с людьми.
Менять мотивацию во всех действиях, переводить из подсознательного на осознанный уровень.
Практическое занятие. Группа 1
Дата: 18.01.2024 в 15:00 мск
Практическое занятие. Группа 2
Дата: 18.01.2024 в 19:00 мск
Практическое занятие. Группа 3
Дата: 20.01.2024 в 11:00 мск
Навигация по занятиям 1 этапа «Практическая психология. Личные программы»
- Неделя 1: Мужской и женский подход.
- Неделя 2: Принцип отражений в психологии.
- Неделя 3: Установки и ограничивающие убеждения в психологии.
- Неделя 4: Обиды и психологические травмы.
- Неделя 5: Программы поведения.
- Неделя 6: Психология созависимых отношений.
- [Ты здесь] — Неделя 7: Психология страха.
- Зачётная неделя.
- Главная страница курса.