Неделя 6 | Этап 1: Практическая психология | Основы саморазвития 2 поток

Добро пожаловать на шестую неделю 2 потока 1 этапа курса “Основы саморазвития”.

Психология созависимых отношений

На этой неделе изучаем:

  • Что такое программа жертва-тиран.
  • Признаки, как она проявляется в отношениях.
  • На каких факторах основана.
  • Скрытые и явные проявления тирана.
  • Скрытые и явные проявления жертвы.
  • Треугольник Карпмана.
  • Какие существуют выходы из созависимых отношений.

Тематическое занятие

Дата:  8.01.2024 в 11:00 мск

Домашнее задание:

1. Прочти главу “Психология отношений «Жертва – тиран»” из книги “Психология глазами души”.

2. В писанке возьми ситуации из предыдущего занятия и разбери по схеме жертва-тиран.

Проанализируй по схеме и выпиши на отдельный лист:

  • Роль.
  • Претензия/Обида.
  • Установка.
  • Зеркало.
  • Выгода.
  • Что хотел/-ла.

Общий вывод:

  • Какая сформировалась программа поведения.
  • Выход.

Пример алгоритма работы

1. Меня возмутило, что свекровь, придя с улицы, положила свою грязную верхнюю одежду и сумку на чистое бельё, которое я постирала для всех и повесила на сушилку.
Роль: Тиран — обвинение, что положила свои грязные вещи на мои чистые.
Претензия: Как она посмела не уважать мой труд.
Зеркало: Я тоже где-то не уважаю то, что она делает.
Установка: Труд нужно уважать.
Выгода: Не уважают — делать ничего не буду.
Чего хотела: Чтобы меня уважали.

2. Я сделала срочную работу, старалась, подбирала дизайн, вкладывала своё время. А заказчик, стал возмущаться по поводу цены, что в предыдущий раз было дешевле. Меня возмутило, что они не понимают, что работы в этот раз было в разы больше, она была срочной и мне пришлось с нуля разрабатывать дизайн.
Роль: Жертва — на меня “наехали”.
Обида: — они не оценили мои старания, мой труд.
Установка: Труд нужно ценить.
Зеркало: Я тоже не всегда внимательна к трудам других.
Выгода: Ничего не делать, игнорировать труд других людей.
Что хотела: Чтобы меня ценили.

3. Я стала записывать свои воспоминания в художественной форме. Многократно просила своих близких почитать. В итоге прочитали только бабушка и мама. Меня задело, что ни сестра, ни близкие подруги, толком ничего так и не прочитали, хотя сами интересовались и неоднократно спрашивали об этом.
Роль: Тиран — Да как они могли проигнорировать то, что я написала
Претензия: Почему они не интересуются моими трудами?
Установка: Труд человека интересен.
Зеркало: Где-то ценю человека только за труд, не всегда интересуюсь им самим.
Выгода: Не проявляться собой, можно просто работать. Не интересоваться жизнью других людей, кроме их труда.
Что хотела: чтобы им было интересно со мной, потому что я — это я.

4. В школе, когда я перешла в восьмой класс многие стали со мной дружить, только потому, что я была отличница и у меня можно было списать. А была ещё одна девушка, с которой мы вместе сидели, я искренне ей интересовалась и дружила, а ей было со мной просто удобно.
Роль: Жертва — Мной пользовались.
Обида: я им не интересна, им что-то от меня нужно то, что я могу дать, а если не могу это дать, то я не нужна и не интересна.
Установка: Чтобы быть интересной, нужно что-то дать — быть полезной.
Зеркало: Если человек полезен, я о нём вспоминаю, не полезен — нет.
Выгода: Могу игнорировать других людей, если они мне не полезны. Делать только то, что ценно другим, для себя можно ничего не делать.
Что хотела: чтобы дружили со мной, потому что я — это я

5. Мама в детстве меня хвалила только тогда, когда я делала что-то полезное для неё или для дома. Получается, что я сама по себе не ценна.
Роль: Жертва — мама меня не любит
Обида: меня не хвалят, меня не ценят, меня не любят.
Установка: Мама должна любить. А когда любят, то хвалят и ценят.
Зеркало: Кого я люблю, тех хвалю и ценю. А кого не люблю, то хвалю и ценю только за труд.
Выгода: Любить только тех, кто хвалит и ценит. Если человек, меня хвалит и ценит, то я ему отвечаю, если нет, то нет. Делать только то, за что хвалят и ценят.
Что хотела: чтобы мама меня любила так, как я хочу.

Программа: Ценю других только за их труд и пользу, иначе их в моём мире нет.
Делать только то, за что платят и хвалят, потому что труд ценен. Если не оценили, то буду обижаться.
В итоге = Трудоголизм.

Выход: Учиться проявлять любовь по отношению к себе и близким, вне зависимости от того, что они делают. Учиться жить из состояния любви.
Учиться быть внимательной к себе и другим.
Трудиться не для того, чтобы платили, хвалили и быть ценной. А потому что труд — это одна из возможностей проявляться и развиваться.
Найти ещё возможности (кроме труда) для развития и проявления: увлечения, дружба, отношения, любовь, здоровье, отдых.

Практическое занятие. Группа 1

Дата:  11.01.2024 в 15:00 мск

Практическое занятие. Группа 2

Дата:  11.01.2024 в 19:00 мск

Практическое занятие. Группа 3

Дата:  13.01.2024 в 11:00 мск

Прокрутить вверх