Добро пожаловать на шестую неделю 2 потока 1 этапа курса “Основы саморазвития”.
Психология созависимых отношений
На этой неделе изучаем:
- Что такое программа жертва-тиран.
- Признаки, как она проявляется в отношениях.
- На каких факторах основана.
- Скрытые и явные проявления тирана.
- Скрытые и явные проявления жертвы.
- Треугольник Карпмана.
- Какие существуют выходы из созависимых отношений.
Тематическое занятие
Дата: 8.01.2024 в 11:00 мск
Домашнее задание:
1. Прочти главу “Психология отношений «Жертва – тиран»” из книги “Психология глазами души”.
2. В писанке возьми ситуации из предыдущего занятия и разбери по схеме жертва-тиран.
Проанализируй по схеме и выпиши на отдельный лист:
- Роль.
- Претензия/Обида.
- Установка.
- Зеркало.
- Выгода.
- Что хотел/-ла.
Общий вывод:
- Какая сформировалась программа поведения.
- Выход.
Пример алгоритма работы
1. Меня возмутило, что свекровь, придя с улицы, положила свою грязную верхнюю одежду и сумку на чистое бельё, которое я постирала для всех и повесила на сушилку.
Роль: Тиран — обвинение, что положила свои грязные вещи на мои чистые.
Претензия: Как она посмела не уважать мой труд.
Зеркало: Я тоже где-то не уважаю то, что она делает.
Установка: Труд нужно уважать.
Выгода: Не уважают — делать ничего не буду.
Чего хотела: Чтобы меня уважали.
2. Я сделала срочную работу, старалась, подбирала дизайн, вкладывала своё время. А заказчик, стал возмущаться по поводу цены, что в предыдущий раз было дешевле. Меня возмутило, что они не понимают, что работы в этот раз было в разы больше, она была срочной и мне пришлось с нуля разрабатывать дизайн.
Роль: Жертва — на меня “наехали”.
Обида: — они не оценили мои старания, мой труд.
Установка: Труд нужно ценить.
Зеркало: Я тоже не всегда внимательна к трудам других.
Выгода: Ничего не делать, игнорировать труд других людей.
Что хотела: Чтобы меня ценили.
3. Я стала записывать свои воспоминания в художественной форме. Многократно просила своих близких почитать. В итоге прочитали только бабушка и мама. Меня задело, что ни сестра, ни близкие подруги, толком ничего так и не прочитали, хотя сами интересовались и неоднократно спрашивали об этом.
Роль: Тиран — Да как они могли проигнорировать то, что я написала
Претензия: Почему они не интересуются моими трудами?
Установка: Труд человека интересен.
Зеркало: Где-то ценю человека только за труд, не всегда интересуюсь им самим.
Выгода: Не проявляться собой, можно просто работать. Не интересоваться жизнью других людей, кроме их труда.
Что хотела: чтобы им было интересно со мной, потому что я — это я.
4. В школе, когда я перешла в восьмой класс многие стали со мной дружить, только потому, что я была отличница и у меня можно было списать. А была ещё одна девушка, с которой мы вместе сидели, я искренне ей интересовалась и дружила, а ей было со мной просто удобно.
Роль: Жертва — Мной пользовались.
Обида: я им не интересна, им что-то от меня нужно то, что я могу дать, а если не могу это дать, то я не нужна и не интересна.
Установка: Чтобы быть интересной, нужно что-то дать — быть полезной.
Зеркало: Если человек полезен, я о нём вспоминаю, не полезен — нет.
Выгода: Могу игнорировать других людей, если они мне не полезны. Делать только то, что ценно другим, для себя можно ничего не делать.
Что хотела: чтобы дружили со мной, потому что я — это я
5. Мама в детстве меня хвалила только тогда, когда я делала что-то полезное для неё или для дома. Получается, что я сама по себе не ценна.
Роль: Жертва — мама меня не любит
Обида: меня не хвалят, меня не ценят, меня не любят.
Установка: Мама должна любить. А когда любят, то хвалят и ценят.
Зеркало: Кого я люблю, тех хвалю и ценю. А кого не люблю, то хвалю и ценю только за труд.
Выгода: Любить только тех, кто хвалит и ценит. Если человек, меня хвалит и ценит, то я ему отвечаю, если нет, то нет. Делать только то, за что хвалят и ценят.
Что хотела: чтобы мама меня любила так, как я хочу.
Программа: Ценю других только за их труд и пользу, иначе их в моём мире нет.
Делать только то, за что платят и хвалят, потому что труд ценен. Если не оценили, то буду обижаться.
В итоге = Трудоголизм.
Выход: Учиться проявлять любовь по отношению к себе и близким, вне зависимости от того, что они делают. Учиться жить из состояния любви.
Учиться быть внимательной к себе и другим.
Трудиться не для того, чтобы платили, хвалили и быть ценной. А потому что труд — это одна из возможностей проявляться и развиваться.
Найти ещё возможности (кроме труда) для развития и проявления: увлечения, дружба, отношения, любовь, здоровье, отдых.
Практическое занятие. Группа 1
Дата: 11.01.2024 в 15:00 мск
Практическое занятие. Группа 2
Дата: 11.01.2024 в 19:00 мск
Практическое занятие. Группа 3
Дата: 13.01.2024 в 11:00 мск
Навигация по занятиям 1 этапа «Практическая психология. Личные программы»
- Неделя 1: Мужской и женский подход.
- Неделя 2: Принцип отражений в психологии.
- Неделя 3: Установки и ограничивающие убеждения в психологии.
- Неделя 4: Обиды и психологические травмы.
- Неделя 5: Программы поведения.
- [Ты здесь] — Неделя 6: Психология созависимых отношений.
- Неделя 7: Психология страха.
- Зачётная неделя.
- Главная страница курса.